Перформанс.

Процесс подготовки и проведения интегрированного занятия-перформанса имеет определённую специфику. Педагогу нужно знать самому и ознакомить учащихся с примерами перформансов, выделить главные черты, определяющие данную форму современного искусства.
Перформанс (перфоманс) (англ. performance - букв. - представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами .
Это «публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина - жест. Эпатаж, провокационность — органические свойства перформанса. Его эстетической спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творческого акта как такового (по аналогии с «искусством для искусства» за перформансом закрепилась характеристика «акт ради искусства»); художественной сверхзадачей - утверждение идентичности творца.
Перформанс как один из ключевых феноменов искусства постмодернизма возник в 70-е гг. XX в. К его художественно-эстетическим предшественникам принадлежат русский и итальянский футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте «Мюзик-холл» 1913 г. концепция «театра неожиданности», профанирующего классическое искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), дадаизм, хзппенинг, боди-арт, концептуальное искусство, фонетическая поэзия К.Швиттерса, театр жестокости А.Арто, а также Творческий опыт движения «Флюксус» и японской группы Гутай. Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, рискованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому - «концептуальное шаманство» Й.Бойса, «живая скульптура» Гилберта и Джорджа. П. - искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма - своеобразный «театр памяти», то П. входит в ее состав как символ забвения.
Подготовка интегрированного занятия-перформанса состоит из нескольких этапов: планирование, создание творческой группы педагогов, конструирование занятия и его анализ. Так, при планировании педагог дополнительного образования в соответствии с учебно-тематическим планом программы определяет количество занятий, их тематику и сроки проведения. Общая цель любого интегрированного занятия – достижения целостного представления об изучаемом явлении, процессе, которые заявлены в теме или разделе образовательной программы.
Анализ педагогической практики в системе ДОД подтверждает, что интегрированные занятия наиболее эффективны, если являются обобщающими. Это подтверждает и наш собственный опыт.