Умения и качества человека XXI века, формируемые в процессе реализации проекта «ДЕТИ ОБУЧАЮТ ДЕТЕЙ»

Ответственность и адаптивность – контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте; постановка и выполнение высоких стандартов и целей для себя и других; толерантность. Коммуникативные умения – понимание собеседника, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения.

Креативность и любознательность – развитие, применение и обмен новыми идеями, открытость новым и разнообразным точкам зрения.

Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершенное обоснование выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

Умение работать с информацией и медиасредствами – находить, анализировать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования.

Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности; продуктивная работа в коллективе; умение сопереживать; признание различных мнений.

Умение ставить и решать проблемы – способность формулировать, анализировать и решать проблемы.

Сформированность умения увидеть проблему проявляется в том, какие вопросы для микроисследований предлагают учащиеся (например, во время «мозгового штурма» под руководством педагога): «Правда ли, что импровизировать музыку можно вместе?» (проблема коллективного творчества); «Как создаются коллажи?», «Что такое флэшмоб?» (проблема новых художественных технологий) и т.п.

Сформированость умения решать проблему – это то, как ребенок конкретизирует основополагающий вопрос с помощью проблемных и учебных вопросов:
- «Правда ли, что импровизировать музыку можно вместе?». 1-й проблемный вопрос: «Что такое импровизация?», 2-й: «Какие примеры коллективного музыкального творчества я знаю?» («Битлз», композиторы «Могучей кучки»…), 3-й: «Какие задания, игры помогут мне импровизировать музыку вместе с друзьями?».

Направленность на саморазвитие – контроль своих потребностей понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации, надпредметных умений из одной области знаний в другую.

Социальная ответственность – умение действовать в интересах большого сообщества, этично себя вести в личном, рабочем и общественном контекстах.